Ил - Ильюшин

Фото Ил-86 АэрофлотИл-86 — первый советский четырехмоторный широкофюзеляжный среднемагистральный двухпалубный самолет для перевозки пассажиров, разработанный в семидесятые годы прошлого столетия конструкторами бюро Ильюшина.
В 1976 году Правительство СССР приняло решение строить широкофюзеляжный самолет на 250-300 мест для компании Аэрофлот.

Самолет Ил-86

Целью их работы было создание самолета, который можно было бы эксплуатировать на загруженных авиалиниях между крупными городами СССР. Планировалось создать самолет способный перевозить 350 пассажиров на расстояние до 3500 км. Главный конструктор проекта - Генрих Васильевич Новожилов.

По сравнению с Ту-154 и Як-42, основных тружеников в советском небе, новый авиалайнер выглядел посланцем из будушего. Он выглядел солидно. В салоне было тише. В начале восьмидесятых размеры поражали, а комфорт казался заоблочным. Для эксплуатации новинки советского авистроения взлетно-посадочные полосы удлиняли по всему СССР. Удар двухсот тонн был настоящим стрессом для ВПП. Но главной проблемой была не посадка, а взлет. Ильишин 86 так неохотно отрывался от земли и так вальяжно набирал высоту, что про него шутили: "Он взлетает потому что Земля круглая".

На верхней палубе располагался пассажирский салон, а на нижней салоны для багажа и тяжелых крупногабаритных грузов. Разработчики оснастили его аналоговым пилотажным комплексом ПК-86, который имеет электромеханические средства индикации. Также в самолете предусмотрен навигационный комплекс БНК-2П-86. Для автоматической и безопасной посадки при погодных условиях по категории IIIа ИКАО Ил-86 имеет систему автоматического управления САУ-1Т-2.

Несмотря на то, что первый свой полет ИЛ-86 совершил в 1976 году, использовать в коммерческих целях его стали в 1980 году. Выпускался первый широкофюзеляжный лайнер КБ Ильюшина вплоть до 1997 года, а несколько бортов были проданы в Китай.

Авиалайнер предназначен для эксплуатации на линиях средней протяженности. Благодаря оснащению современным оборудованием, он может обеспечить высокую надежность и безопасность полета. Для быстрой посадки и высадки пассажиров были придуманы три встроенных трапа, которые не зависят от систем наземной службы аэропорта. Их не было ни на одном зарубежном самолете. Процесс посадки бил рекорды скорости. Пассажиры попадали в салон в течении 15 минут, и сразу с багажом. Его не надо было сдавать и ждать после приземления.

Как показала практика 21 года эксплуатации выпущенных в Воронеже за 13 лет ста шести Ил-86, лайнер имеет определенные эксплуатационные преимущества, которые оценили пассажиры. Однако двигатели не были столь удачными, как сам планер.

Салон Ил-86

Достаточно удобная компоновка пассажирской кабины и багажно-грузовых отсеков, а также наличие системы «багаж при себе плюс контейнеры» пришлась по вкусу пассажиров. Последнее новшество позволило значительно сократить время на оформление и погрузку багажа в самолет, а также его получение после приземления. Соответственно удалось сократить и трудозатраты в сфере обслуживания пассажиров.

Достаточно высокий уровень комфорта для пассажиров самолет может обеспечить благодаря удобной конструкции кресел, интересным с точки зрения декоративно-художественной оценки интерьером пассажирских салонов, использованием только нового и современного бытового оборудования, а также самым прогрессивным формам обслуживания пассажиров. Рационально используется полезная площадь пассажирской кабины, благодаря грамотному размещению буфетно-кухонного комплекса под полом пассажирской кабины. Труд двенадцати бортпроводников в значительной мере облегчился в следствии внедрения сервировочных тележек, и раздача пищи пассажирам стала происходить быстрее.

Схема салона

В ряду устанавливались 9 кресел по схеме 3–3–3 с двумя проходами. Компоновка с тремя классами вмещает 250 пассажиров. Схема с одним только эконом-классом вмещает минимально возможные 350 пассажиров.

Катастрофы Ил-86

За все время эксплуатации было потеряно 4 судна. В 2002 году из-за ошибок пилотов и поломки стабилизатора разбился на взлете из Шереметьево борт RA-86060. Погибли 14 членов экипажа. Двое выжили.

Одна из катастроф произошла не по вине техники или экипажа. В 1994 году в обслуживавшийся перед приемом на борт пассажиров в аэропорту Дели Ил попали обломки столкнувшегося с бетоном перрона аэровокзала Боинга 737-200. Погибли 8 человек.

В 1998 году международный рейс Москва-Дубай SU 521 приземлился на брюхо. Командир корабля так и не выпустил шасси, а другие члены экипажа его не проконтролировали. На до заметить, что в аэропорту Дубай для снижения шума при пролете над районами города запрещено выпускать шасси вплоть до момента посадки для снижения шума. Командир SU 521 отключил световую и звуковую сигнализацию "Выпусти шасси", чтобы не отвлекала. При аварийном приземлении загорелись двигатели хвостовая часть. Горящий на взлетно-посадочной полосе самолет быстро потушили. Никто не погиб. Лайнер пришлось списать. Аэрофлот выплатил аэропорту 10 млн. долларов за простой аэропорта. После этой катастрофы четверо членов экипажа включая командира лишились летных билетов. Потеряли свои должности и некоторые руководители Аэрофлота.

После распада СССР Ил-86 Аэрофлота стали собственностью других авиакомпаний: Крас Эйр, Пулково, Москва, Ют Эйр, Уральские авиалинии, Атлант-Союз, Сибирь. С 2001 года первый советский широкофюзеляжник начал ускоренно списываться в утиль, в том числе и из-за введения ЕС ограничений по шумности. Не слишком удачный, прожорливый, шумный двигатель НК-86 перекочевавшим после модернизации с Ту-154Б и Ил-62 мотора НК-8 стал главной причиной похорон первого советского аэробуса.

Последние полеты на нем были совершены в 2011 году компанией «Донавиа».

На базе пассажирского самолета был разработан ИЛ-86ВКП — воздушно-командный пункт, находящийся на вооружении Вооруженных сил РФ.

На основе модификации Ил-86Д конструкторы КБ Ильюшина разработали Ил-96. Он поднявшийся в небо в 1988 году более совершенный Ил-96.